суббота, 15 марта 2008 г.

Мы из будущего

Так называется фильм. Сюжет фильма незатейлив, поэтому даже если я его опишу то все равно смотреть стоит. Фильм снят с юмором и без пафоса. Особого экшена здесь нет. Но и напряга для мозгов тоже. Есть много моментов в которых используются фото времен ВОВ и кадры из советских фильмов о войне. Такой ход обычно применяется в фильмах про петлю времени для предания ему убедительности - ведь это прошлое делали вы сами или вы были свидетелем этих моментов. Жаль поколение "чупа-чупс" не видело этих фильмов и фотографий, поэтому юмора не поймут. Кстати в фильме использована игра "Восточный фронт". В нее на своем ноуте постоянно играл Чуха.

Действие фильма начинается в Питере. Фильм начинается со сцены продажи орденов и медалей иностранцу. Есть так называемые "черные следопыты" - в отличие от обычных следопытов они находят и раскапывают места боев и захоронений солдат не для того чтобы перезахоронить и отдать последние почести. А для того чтобы перепродать вещи найденные на месте раскопок.

Вот такая группка "следопытов" - Борман - старший, геймер(Чуха), растаман(Спирт) и, прибившийся к ним в поисках "железного креста" скинхед(Череп). Подробности я буду опускать, поэтому основные моменты - приезжают они на место, отгоняют конкурентов которые на их месте уже копают. И начинают копать.

Между скинхэдом и растаманом постоянно проходят стычки. А утром оказывается, что скинхед ночью съел всю жратву. Вот его и растамана отправляют в деревню за жратвой и водкой. По дороге, после непродолжительного обмена любезностями, растаман лишается своих дредов.

Приносят они продукты, а в это время Чуха с Борманом отдыхают. Чуха слушал патефон, а Борман читал мемуары немецкого офицера который воевал в этих местах. Продолжают раскопки и тут Спирт обнаруживает блиндаж
Косяк оператора или режиссера - когда они влезли стены блиндажа все в щелях через которые светит солнце. А снаружи блиндаж полностью завален землей. Но все косяки потом пропускаешь. Хороший фильм тем обычно и отличается, что не обращаешь или не замечаешь игру актеров и работу съемочной группы. А когда фильм плох то и смотришь не фильм, а то как его снимали.

В блиндаже находят пистолет ТТ, сейф(обычный ящик с замком), командирскую и медицинскую сумку и скелеты медсестры, старлея и 4-х солдат.

Начинают отмечать "Заблидаж!". Все любуются фотографией медсестры. А Череп со Спиртом решают пострелять из ТТ по черепу из блиндажа, установленному на палку. Пистолет Борман у них забирает и в это время появляется бабулька с молоком. Поит их бесплатно. Она то считает что они обычные следопыты. И просит найти ее сына, пропавшего в этих местах летом 1942 года. Объясняет что у сына должен быть портсигар подаренный его деду Буденным. Это пацанов заинтересовало и они начинают прикалываться, типа тогда точно принесем. Она сначала не врубается, потом начинает что-то подозревать. Сетует на жару и советует искупаться в озере.

Пацаны продолжают отмечать. Борман начинает читать документы красноармейцев найденные в сейфе. Первый же оказывается его полным тезкой, за исключением года рождения. Это его слегка протрезвляет. Остальные документы оказываются документами Черепа, Чухи и Спирта. Полное сопадения, даже фото. Тут они решают что водка была паленая и у них глюки. Идут купаться на озеро. Ныряют....

.... А когда выныривают то вокруг свистят пули и гремят взрывы. Совершенно голые и ничего не соображающие они попадают к нашим. Урок первый - кличка Борман и наколка в виде креста у Черепа здесь не в почете.

Называют номер части которая была указана в тех документах которые они нашли. Их принимают за единственных живых из той части вышедших из окружения. А так как их привел самый разумный старшина из всех советский фильмов Борис Галкин(советский рембо, такой же старый, но все такой же опытный вояка) то им верят и принимают на довольствие. То что они заявляют что они потомки из будущего воспринимается как контузия и шок.

Тут они знакомятся с медсестрой Ниной



;) по неосторожности она стоит в короткой юбке на краю окопа и мальчики начинают ползать перед ней с глупыми улыбками на лицах :)

Они потихоньку соображают что попали в 42 год, в то место которое они раскапывали в будущем. А Череп возможно пытался "поставить хедшот" на собственный череп...

Пацаны в ахуэ, скоро начнется наступление... За это время им надо как то свалить. Решают - раз они через озеро сюда попали то и выбраться смогут через него. Значит ночью идем купаться. Но до ночи еще долго, а пока начинается атака немцев. Пацаны начинают землю руками рыть, только чтобы спрятаться от этого ужаса. Борман видя, что санитарка кидается вытаскивать раненого с поля, кидается за ней. Его цепляет пулей(легкая царапина). Она смотрит - "жить будешь. тащи". "Может бинтик, зеленочку, спиртик?..."- трясется он от испуга. "А может тебе еще сиську дать? Тащи!". Пока тащат атаку отбивают. Первый поцелуй, первая пощечина(заодно и вторая. Не как сейчас - первая палка не повод для знакомства). Вобщем так зарождалось большое, светлое советское чувство. Но тут не все так просто, в медсестричку Нину оказывается влюблен и Чуха.

Скинхед Череп с растаманом Спиртом устраивают очередные разборки на тему "кто должен родину защищать". Скинхед Череп оказывается патриотом, в отличие от Спирта. Драка расценивается как подрыв боеготовности и предательство родины. Старшина спрашивает "как же вы выжили если между собой деретесь?", на первый раз прощает. Но предупреждает, что в следующий раз отдаст под трибунал.

Вечером Спирт и Борман устраивают дискотеку из патефона и гитары. А ночью все вместе пробираются к озеру. Ныряют ...

... А выныривая опять попадают в руки старшины. Нет, это не "день сурка", просто ничего не произошло, а старшина с солдатами патрулировали территорию. Возвращаются в часть. Утром чистят картошку и в это время приходит старушка с молоком очень похожая на ту которая их угощала. Они падают на колени и молят чтобы она их простила, чем очень ее пугают. Но ей объясняю, что они контуженные.

Пацаны вспоминают, что они пообещали старушке найти ее сына или хотя бы портсигар. Бегут к старшине, старшина говорит, что Соколов 7 дней назад ушел в разведку и не вернулся, а их хочет видеть особист. Особист удивляется что они смогли пройти к озеру и не заметили ни минных полей, ни засад, ни заграждений из колючей проволоки. Говорит "дуракам везет, настоящие гости из будущего. вот и пойдете в разведку." А старшим группы назначает старшину. Документы они сдают и видят как их складывают в тот самый сейф из которого они их достали в далеком будущем.

Идут в разведку, даже тащат языка - немецкого офицера. Старшина остался прикрывать их отход и погиб. Но перед этим Борман сообщил ему о конце войны.

Череп срывает у немца железный крест, котрый мечтал найти на раскопках. Возле озера они попадают в плен к немцам. На допросе Борман рассказывает офицеру о ходе войны, о том что произойдет с этим офицером и называет его имя. Ведь именно его мемуары он читал. Офицер угощает его водкой и сосисками. Но Борман только пьет и отвечает "После первой не закусываю". Это ремейк фильма Сергея Бондарчука "Судьба человека"(1959 г.). Так же приносит, пьяный вдрызг, в сарай где их держат жратву(только не хлеб и сало, а сосиски).

В сарае кроме них есть еще один красноармеец. Изувеченный - с перебитой ногой, выбитым глазом, но не потерявший мужества(извините, сейчас так не говорят, но другого слова не подобрал). Спирт рассказывает ему о том, что в 21 веке по Москве будут ходить молодые люди в черных рубашках и вскидывая руки выкрикивать "хайль гитлер". За такие слова он чуть не придушил Спирта. Он то и оказывается тем самым Соколовым, которого они пообещали найти. И портсигар он им показывает. Но пока они в сарае току от этого мало. Соколов показывает подкоп который он рыл, но со своей ногой сбежать не может. Пацаны докапывают подкоп и выбираются из сарая. На прощание Соколов дарит Борману портсигар.

Возвращаются в часть. В это время уже начинается подготовка к наступлению. Надо дождаться ночи чтобы идти на озеро. Борман идет к медсестре. В тот самый момент как она снимает бретельку и во весь экран мелькает то, что она предлагала в качестве первой медицинской помощи, с дерева падает подглядывавший за ними Чуха. Между Борманом и Чухой начинается драка, которую останавливает особист.

По его приказу и приказу комроты их отправляют в погреб.
вообще в деревнях это называется холодильник - специальный погреб в который зимой натаскивается лед и летом там очень холодно, ну по крайней мере настолько, что продукты там можно хранить так же как в нашем современном холодильнике.

Ниночка бежит к комроты и с порога начинает разборки. Но там же присутствует особист, который начинает понимать "что здесь за бардак творится". После ухода Ниночки(она на выходе дует на свою челку, не могу вспомнить из какого это фильма, у меня на компе даже анимированая аватарка есть такая, но не нашел. Это так забавно и я бы даже сказал сексуально :) ). Так вот после ее ухода он приказывает отпустить задержанных, но комроты приказывает только одного - Чуху. Тут уже и особисту становится понятно почему. Вообще особист этот не "кровавая гэбня", а человек с юмором.

Ночью Ниночка вытаскивает Бормана из погреба. Отогревает... Вобщем вернулся он к своим только утром. Бежать к озеру уже поздно. Через час наступление. Череп уже давно не против родину защищать. Кстати, в части давно уже начали употреблять словечки типа "мы их сделаем" или "круто" - смешение времен :)

Ну вот и наступление. Пацаны естественно опять в ужасе, но в атаку идти надо. Борман бежит и бормочет "Ура, мужики, ура... СССУКА!!!"(рядом рвануло :)) тогда уже резво побежал. Череп в ужасе смотрел как убивают людей, но обозлившись и тоже от испуга побежал в атаку. Чуха видя что деваться некуда тоже бежит вперед. И только Спирт бежит в тыл. Но его останавливают.

Бормана ранят, его перевязывает Ниночка и ползет вытаскивать раненого старлея. Борман видит, что ей помогают 4 красноармейца и кричит "только не в блиндаж!!!". На его руке часы отсчитывают последние секунды до времени которое было на часах найденных в блиндаже... Время вышло, а блиндаж цел. Борман радуется и тут прямое попадание в блиндаж. Он в шоке. Вот откуда в блиндаже скелеты медсестры, старлея и 4-х красноармейцев.

Наступление сорвалось из-за того что работает немецкий дзот уцелевший после артналета. В одной воронке, укрываясь от обстрела, оказываются Череп, Чуха и, насколько я понял комвзвода, земляк Черепа. Жили в соседних домах(только в разное время). Приползает туда и связист с телефоном. Череп отказывается идти с гранатами на дзот. Взводный вызывает огонь на себя. И говорит Черепу - "Есть 10 минут. Или мы прорвемся или артиллерия нас накроет".
Немного поясню своими словами что значит "вызвать огонь на себя". На языке артиллеристов это означает сообщить свои координаты батарее. Дело в том что орудия, особенно гаубичные(осадные) не стреляют прямой наводкой. Батарея располагается где-то в укрытии за пару километров от передовой и лупит по координатам, как говорят "навесиком". Так вот, они накрывают весь квадрат. Для корректировки огня на поле боя есть корректировщик, который по связи сообщает куда они попадают и дает поправку. Перелет и недолет это нормально(ветер, отсыревший порох, пушка не так встала после выстрела и т.д.). Вобщем перепахивают  ВЕСЬ квадрат.

Чуха с Черепом прикинув, ползут к дзоту. С ними ползет и раненый Борман. Вобщем дзот они взрывают(выверт режиссера непонятен - дверь дзота открыта, Череп ее даже закрывает и подпирает собой, а Борман ползет с гранатами по крыше дзота и забрасывает их в бойницу.) Атака возобновляется. Правда для того чтобы Спирт пошел в атаку пришлось на него направлять ружье. Собственно страх и сыграл над ними злую шутку - Чуха от испуга бросил ружье, немецкий офицер, пока Спирт соображал, выстрелил в Чуху и смертельно ранил. Спирт все таки выстрелил и убил офицера, пока его самого не убили.

Хватают они Чуху и тащат к озеру. Ныряют...

...Выныривают в наше время. Чуха даже не ранен. Череп первым делом начинает соскабливать татуировку с крестом. Борман разглядывает фотографию Ниночки, найденную в блиндаже. Теперь эти вещи имеют совсем другое значение.

Когда написал, полез искать фотки. Меня интересовала знаменитая фотка командира с пистолетом. В фильме особиста так же показали. Только насколько я помню та фотография была сделана не под Питером, а в Сталинграде. На удивление не нашел. Но нашел отзывы о фильме. И критики и просто люди единодушны - "неужели наше кино возрождается?". Многие сравнивают с "Зеркало для героя" Хотиненко, точнее не сравнивают, а ставят в один ряд. Но я бы не проводил аналогий. Хотя смысл о взаимосвязи времен и влиянии поступков на будущее конечно есть, но "Зеркало" все же о борьбе с "системой". А тут несколько иной смысл.

Финальные кадры - приехав в питер, пацаны выходят из машины и смотрят на тусующихся скинхедов.

Фильм рекомендуется к обязательному просмотру. И все киноляпы присутствующие в фильме фигня - фанерные танки, маникюр и кружевное нижнее белье Ниночки и т.д. я могу много их перечислить, но некоторым это может дать повод сказать, что фильм недостоверный. А он и не претендует на достоверность. Просто сейчас никто не ходит в театр где всего пара-тройка декораций. Его так и надо воспринимать - главное игра актеров. И смысл.

Можно сравнить с компьютерными играми - современному геймеру подавай фотореалистичные пейзажи и прорисованные текстуры и монстров. Если дать такому геймеру 8-мибитный комп то реакция будет "дерьмо". Им надо все разжевывать. А в старых играх графа была не самым главным, хотя тоже безусловно ценилась. NOFF нашел картинку эволюции персонажей. Но вот парадокс - сейчас на сотовых игрушки в той графике какой нам хватало на спекки. Наблюдаем второй виток эволюции :) Жаль что с фильмами так не происходит. Этот фильм приятное исключение.

Например я не мог понять почему старлей перед атакой появляется в парадной форме 30-х годов. Но когда он выходит на бруствер и поднимает солдат в атаку, становится понятно для чего это сделано - именно этот момент на известной фотографии. Правда именно по этой форме потом и вычислили, что эта фотка на самом деле фальшивка, точнее была сделана не под Сталинградом. Но от этого хуже никому не стало.

Тем более что в авторах фильма указан Эдуард Володарский. По сценариям Э.Володарского сняты более чем 60 фильмов. Наиболее известные из них: "Белый взрыв" (1968), "Дорога домой" (1969), "Шестое лето" (1969), "Антрацит" (1970), "Проверка на дорогах" (1971), "Свой среди чужих, чужой среди своих" (1972), "Риск" (1973), "Убит при исполнении" (1974), "Ненависть" (1975), "Мой друг Иван Лапшин" (1975), "Вторая попытка Виктора Крохина" (1976), "Восемь дней надежды" (1977г.), "Демидовы" (1978), "Красные дипкурьеры" (1978), "Долги наши" (1978г.), "Забудьте слово смерть" (1979), "Дым Отечества" (1980), "Емельян Пугачев" (1981), "Люди в океане" (1981), "Домой за матерью" (1982), "Оглянись" (1982), "Вина лейтенанта Некрасова" (1982г.), "Война" (1983г.), "Расставания" (1983), "Шантажист" (1984), "Апелляция" (1986), "Отряд особого назначения" (1986), "Прощай шпана Замоскворецкая" (1987), "Странник" (1987), "Моонзунд" (1987), "За последней чертой" (1987), "Кому на Руси жить" (1991), "Бездна, или круг седьмой" (1992), "Одинокий игрок" (1993), "Обыкновенный большевизм" (1999) и др. Драматург работал также над сценариями для американских, финских, эстонских продюсеров.

Уж его обвинить в ляпах нельзя. Раз они есть, а фильм заявлен как фантастический, псевдо-исторический, то значит это сделано намерено. Как я уже писал это квинтэссенция из старых фильмов, фото и комп игр. Я уже описал как взорвали дзот. Надо добавить, что в нем окна были метр на метр :) . Так вот - такие дзоты только в компьютерных играх. Фильм ориентирован на тинейджеров, которые нихрена не знают о войне и могут судить о ней только по играм или сомнительным сериалам(уж сериалы то вообще бредовые). Так что не тычте пальцем в ляпы, лучше попробуйте угадать знакомые моменты. А фильм после просмотра оставляет очень хорошее впечатление.